Снеговика хотя бы раз в жизни лепил каждый человек. По сей день это развлечение остается одной из главных зимних забав. Сейчас в Петербурге проходят даже фестиваль и конкурсы на самого оригинального снеговика, но мало кто знает, что традиция лепить «снежных баб» появилась на Руси еще во времена язычества, а в Петербурге этим занятием не гнушались даже императоры.
Всемогущие снеговики
Считается, что впервые снеговики появились в XII столетии в Европе. Их придумал святой Франциск Ассизский. Он считал, что такие создания способны защищать от бесов, поскольку снег – это дар ангелов с небес. Люди верили, что злые существа путали снеговика с живым человеком, вселялись в него и не могли выбраться, а весной, когда снег таял, погибали. «Защитников» от злых духов лепили и возле домов, чтобы демоны не могли попасть на порог. Франциск Ассизский учил население, что в марте растаявший снег возносится обратно на небеса, поэтому люди стали лепить маленьких снеговиков и шептать им свои желания: они были убеждены, что их просьбы будут исполнены ангелами.
Позже у снеговиков появилась своеобразная символика. Чтобы осенью собрать богатый урожай, вместо носа снеговику втыкали морковку, для благополучия и достатка в доме на его голову надевали ведро, а для того чтобы лучше получалось отгонять злых духов – в руки давали метлу. Жители Румынии придумали еще одну примету: если на шею снеговику повесить бусы из чеснока, все домочадцы будут здоровы круглый год.
Снежные бабы – только в России
Во всем мире лепили снеговиков – считалось, что они относятся к мужскому полу. И лишь Россия стала единственной страной на земном шаре, где лепят еще и «снежных баб». Такая традиция зародилась на Руси еще много веков назад, когда наши предки поклонялись языческим богам. Древние славяне верили, что зима – это суровая женщина, которая живет за облаками. Чтобы задобрить холодную волшебницу, люди начали ставить ей своеобразные идолы: так и появились снежные бабы. На Руси считалось, что снеговики умеют исполнять любые желания, но для этого нужно заплатить. Славяне клали в снег какую-нибудь сладость или монетку, а потом лепили из него снеговика.
Согласно историческим рисункам и документам, изначально снеговик представлял собой некое подобие столба, в верхней части которого выцарапывали черты лица – глаза и рот, а к бокам прикрепляли руки-комочки. Снеговиков из трех шаров, символизирующих ноги, туловище и голову, начали лепить лишь в XIX веке. Тогда же снеговики перестали быть охранниками от злых существ и превратились в новогодних персонажей, символ зимних праздников и веселья.
Снеговик от императора
После истребления язычества на Руси люди практически перестали лепить снеговиков, однако в XVIII веке добрую традицию вернул в страну царь-реформатор – Петр I. Известно, что император очень любил проводить зимнее время за лепкой снеговика. Первые снегопады монарх встречал настоящим праздником: он устраивал для придворных и знати большие соревнования на самого лучшего снеговика в Летнем саду и участвовал в таких мероприятиях сам. Петр I называл получившиеся изваяния «снежными дурами»: царь считал, что снеговик обязательно должен быть вычурным или смешным. Нередко император одерживал победу в придуманном им же конкурсе, возводя «снежных дур» выше собственного роста.
Простое население тоже лепило снеговиков, но чаще этим занимались маленькие дети. Лепили по старинке – рядом с домами, чтобы Новый год принес семье счастье и добро. Прекрасная традиция сохраняется и в настоящее время: в городе ежегодно проходят фестивали снеговиков, а компанию «человечков» с носом-морковкой можно встретить в каждом петербургском дворе, если зима выдалась снежной. Сейчас снеговиков лепят не для того, чтобы эти существа оберегали людей от злых духов, а просто ради забавы и развлечения. В новогодние праздники не выбрасывайте морковку, не попавшую на праздничный стол в оливье: выйдите на улицу и слепите снеговика или «снежную бабу» – иногда взрослому человеку бывает полезно хотя бы ненадолго окунуться в детство.